http://m.business-gazeta.ru/article/314213 Рафаэль Хакимов: «Булгарская теория происхождения татар трещит по швам» Татарское сознание так же травмировано, как и русское. Комплекс неполноценности порожден тем же мифом о татаро-монгольском иге, внушаемым со школьной скамьи. Противостояние русских и татар подкрепляется картиной жестокости при взятии Казани. Она преподносится как религиозное противостояние. В этой картине (на самом деле жестокой, как, впрочем, все Средневековье) исчезают полутона, забывается, что в авангарде войск Ивана Грозного шла татарская конница во главе с Шах-Али. В результате покорения Казанского ханства некоторые татары приобрели земли, а тех, кто сопротивлялся, лишили званий, собственности и перевели в ранг ясачных крестьян. Травмированному сознанию татар нужна жертвенная фигура, которая погибала бы за свой народ. Ей стала царица Сююмбике, якобы бросившаяся с башни, чтобы не стать пленницей Ивана Грозного. Вокруг этого мифа появилась специальная литература, слагаются стихи, песни, оратории. Сама башня Сююмбике стала символом для татар всего мира. Однако достоверно известно, что Сююмбике выдали замуж за Шах-Али в 1551 году и она была увезена вместе с сыном Утямышем в город Касимов, где и похоронена. Да и самой башни в нынешнем виде еще не было. Нет недостатка в научной литературе о времени завоевания Казани, но люди хотят услышать именно миф, потому что им нужны жертвенные фигуры, существует недостаток в людях, отстаивающих интересы своего народа. Это способ компенсации травмы через фантазию. Человек ищет смысл жизни — вот в чем правда, он должен выйти за пределы обыденного приобретения и потребления. Если он теряет смысл жизни, то тотчас же делается жалким и потерянным. Лечить травматическое сознание новыми мифами — опасное занятие. Теория булгарского происхождения татар — иллюзия, призванная вроде бы снять комплекс неполноценности, но она всего лишь загоняет болезнь вглубь, заставляет оправдываться татар за то, чего они не совершали. Вся эта булгарская мифология снимается простым объяснением происхождения средневековых татар. После распада Тюркского каганата одна часть предков татар построила на востоке Евразии шесть государств, легших в основу империи Чингисхана, а другая часть как наследница того же самого Тюркского каганата строила на западе Евразии Дунайскую и Волжско-Камскую Булгарии. При Бату обе части воссоединились в Золотой Орде. Нет нужды изобретать теории о булгарском народе, сохранившем чудесным образом самостоятельность в рамках Золотой Орды, ненавидевшем татар и затем ставшем татарами. Никакие документы не подтверждают эту абракадабру. О булгарах как едином и гомогенном народе Волжско-Камской Булгарии говорить не приходится. В этом государстве жило множество разных племен, объединенных только общими государственными границами. Сложиться в какой-то отдельный народ они не смогли. Для этого не хватило ни экономической, ни культурной мощи, а потому они вместе с близкородственными тюркскими племенами стали основой средневековых татар. Любопытно, что Алмуш в 913 году чеканил монету под именем «эмир аль-Барсал». Он себя называет эмиром не булгар, а барсил. Гербом племени барсил был барс, который стал символом нынешнего Татарстана. Так что булгарская теория происхождения татар трещит по швам. Кстати, первая чеканка монет на территории Татарстана началась где-то между 902 - 908 годами. Россия в этом году отмечает 700-летие рубля, а мы можем спокойно взять за исходную цифру начало Х века.

Теги других блогов: история мифы татары